- СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
- (sociology of art) — область социологического анализа, направленного на объекты визуального искусства и иногда на музыку, театр, кино и литературу. В этом смысле ее потенциальный диапазон концепций и теорий весьма разнообразен: марксистский и неомарксистский, в том числе структурализм, а также более традиционные социологические подходы. В США социологи Козер (1978) и Беккер (1982) сосредоточились на организационном и институциональном анализе агентств по производству объектов искусства и культуры, а также на их отношениях со зрителями. Несмотря на то, что одно время марксисты стремились анализировать артистические творения редукционистски, то есть с точки зрения базиса и надстройки, сегодня они первыми подчеркивают важность внутренних особенностей произведений искусства (см. также Герменевтика). Структурализм, включая семиотический анализ сложных кодов в объектах искусства, также широко используется в последние годы. В конечном счете именно сочетание понимания творчества и оценки более широкого социально-экономического положения и значения произведений продолжает отличать социологию искусства от более привычных направлений — литературной критики или истории искусств. Поэтому многие плодотворные работы в этой области имели скорее междисциплинарный, чем узко социологический характер. См. также Эстетика; Социология массовых коммуникаций; Модернизм; Досуг; Культурные исследования; Беньямин.
Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.